Школы здоровья
Основной целью здравоохранения на современном этапе является повышение доступности и качества медицинской помощи. Современная концепция здоровья считает необходимым привлечение пациента к решению его собственных проблем. Эти задачи решают «Школы здоровья», созданные для лиц, больных неинфекционными заболеваниями, имеющими социальное значение, и беременных с целью профилактики внутриутробного негативного воздействия различных факторов на плод: физических, психогенных, химических, инфекционных и др., подготовки к родам, а также получения ими навыков правильного вскармливания и ухода за новорожденным ребенком.
Школы здоровья, школы для пациентов и лиц с факторами риска являются организационной формой обучения целевых групп населения по приоритетным проблемам укрепления и сохранения здоровья.
Основной целью подобных школ является формирование определенной культуры отношения к укреплению здоровья, профилактике заболеваний с учетом потенциальных и имеющихся проблем.
К приоритетным задачам школ здоровья относятся:
-
повышение информированности отдельных групп населения в вопросах общественного и собственного здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;
-
формирование ответственности за здоровье и определение степени участия системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья;
-
повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства;
-
создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе;
-
формирование адекватных состоянию здоровья поведенческих реакций и здоровьесберегающих технологий;
-
привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья и иных заинтересованных организаций и специалистов;
-
снижение непрофильной нагрузки на учреждения и специалистов первичной медико-санитарной помощи.
При ГБУ РД ЦГБ г.Дербента на базе стационара функционируют 4 «Школы здоровья» пациетов:
-
«Школа для больных артериальной гипертензией»
-
«Школа для больных с нарушением мозгового кровообращения»
-
«Школа для больных бронхиальной астмой»
-
«Школа для больных сахарным диабетом»
И 5 школ здоровья для здоровых
-
«Школа здоровья для здоровых - Профилактика язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки»
-
«Школа здоровья для здоровых - Профилактика ишемической болезни сердца»
-
«Школа здоровья для здоровых - Профилактика сахарного диабета»
-
«Школа здоровья для здоровых - Профилактика миопии»
-
«Школа здоровья для здоровых матери и ребенка»
-
Нормативно-правовое регулирование
-
методическое письмо управления здравоохранения области № 1-07/3624 от 25.06.2009 «Организация Школ здоровья в системе первичного звена здравоохранения».
-
ГБУ РД ЦГБ г.Дербента. Приказ от 27.06.2012 ;105
Принципы организации Школ здоровья:
-
в Школу направляются больные, не прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл). Численность пациентов в группе не более 8-10 человек.
-
занятия в Школе носят цикличный характер и проводятся в интерактивной форме. Полный цикл обучения в Школе состоит из 6-8 занятий по 90 минут.
-
продолжительность обучения пациентов обычно составляет 1-2 месяца;
-
периодичность занятий – 1-2 раза в неделю;
-
продолжительность занятий 1-1,5 часа.
Структура занятий:
-
20-30% – лекционный материал;
-
30-50% – практические занятия;
-
20-30% – ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;
-
10% – индивидуальное консультирование.
Комплектация групп:
-
занятия проводятся в группах по 8-10 человек;
-
контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний и здоровых лиц пришедщих самостоятелно с целью самообразования и профилактики развития болезнй, а так же решение о посещении школ здоровья принятые родителями (или другим законным представителем);
-
набранная группа пациентов является «закрытым коллективом», т.е. в процессе проведения занятий к ней не присоединяются новые больные;
-
критерии исключения: нарушение когнитивных функций; наличие острых заболеваний или хронических заболеваний в стадии обострения; наличие хронических заболеваний в стадии декомпенсации.
Ведение учетно-отчетной документации:
-
ведется учетная форма 038/у-02 «Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденную приказом МЗРФ от 23.09.2003г. № 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации»;
-
ежегодно заполняются отчетные формы о деятельности Школ здоровья: годовую отчетную форму №30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении», утвержденную постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 № 175 (раздел IV, пункт 10. Деятельность отделений (кабинета) медицинской профилактики (4809);
-
«Годовой отчет о работе Школ здоровья»;
-
«Журнал обучения пациентов в Школе здоровья» по установленной форме.
Уважаемые жители г.Дербента!
Для получения более подробной информации о возможности посещения Школ здоровья необходимо обращаться к специалистам кабинетов (отделений) медицинской профилактики и Центра здоровья ГБУ РД ЦГБ г.Дербента по ул Буйнакского 43 каб 5.
Будьте здоровы!
«Школа для больных с нарушением мозгового кровообращения»
«Школа здоровья для здоровых - Профилактика язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки»
«Школа здоровья для здоровых - Профилактика ишемической болезни сердца»
«Школа здоровья для здоровых - Профилактика сахарного диабета»
«Школа здоровья для здоровых - Профилактика миопии»
«Школа здоровья для здоровых матери и ребенка»
наш видеоролик
Видеолекции, Лекции и презентации
Лекции
Формирование здорового образа жизни
"Здоровое питание"
Формирование здорового образа жизни
Эпидемиология питания
Формирование здорового образа жизни
Питание детей и подростков
Формирование здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни
Безопасность пищи
Формирование здорового образа жизни
Основы диетологии