Школа бронхиальной астмы
Школа здоровья
для больных бронхиальной астмой
Ответственный - зав.терапевт.отдел. ЦБ врач-терапевт -
Положение о школе обучения больных Бронхиальной астмой
1.Общие положения
1.1. Школа больных Бронхиальной астмой создается в составе лечебно-профилактических учреждений на функциональной основе.
1.2. В работе Школы может быть использован стационарно-непрерывный цикл обучения продолжительностью 5-7 дней, для обучения детей, подростков и их родителей проводятся непрерывные занятия или амбулаторная модель обучения (режим занятий 2 раза в неделю в течение 4-х недель), а также форма дневного стационара.
1.3. Работу Школы возглавляет заведующий, назначаемый руководителем соответствующего лечебно-профилактического учреждения.
На должность заведующего Школой назначается врач-т ерапевт или медицинская сестра с высшим образованием, прошедшая специальную подготовку.
1.4. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Минздрава России, Уставом учреждения здравоохранения, на базе которой она создана и настоящим Положением.
1.5. В Школу направляются больные сахарным диабетом, прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл).
Обучение не проводится больным в состоянии тяжелого кетоацидоза, выраженным обострением сопутствующих заболеваний, при значительной потере зрения, слуха, нарушении памяти, лицам с психическими нарушениями.
Бронхиальная астма – очень распространенное заболевание. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире насчитывается порядка 300 млн. больных бронхиальной астмой. Астма может начаться в любом возрасте. У подавляющего большинства больных можно выявить наследственную предрасположенность к астме. Сложность болезни, повторяемость симптомов, угрожающих жизни, создает условия эмоционального напряжения, психологического надлома, истощающих силы больных и их родственников. Эффективность лечения бронхиальной астмы у пациентов тесно связана с тщательным выполнением ими квалифицированных врачебных рекомендаций. Недостаточная осведомленность пациентов об основных факторах, лежащих в основе развития и обострений бронхиальной астмы, а также о существующих современных методах терапии приводит к тому, что многие из них игнорируют назначения врачей, самостоятельно прекращают лечение или пользуются услугами неспециалистов.
Бронхиальная астма требует от больного длительного, иногда непрерывного и тщательного соблюдения медикаментозных программ, особого режима жизни, целого ряда ограничений. От соблюдения этих условий зависит успешность предлагаемых специалистом программ ведения больных. Обучение пациентов является необходимой составной частью комплексной программы лечения больных бронхиальной астмой.
Для адекватного контроля данного заболевания необходима осведомленность пациента о своей болезни и возможностях современной медикаментозной терапии. Одной из лучших и эффективных форм обучения являются систематические занятия. Для этого в лечебно-профилактических учреждения Липецкой области организованы «Школы для больных бронхиальной астмой» или «Астма-школы», занятия в которых проводят врачи-пульмонологи, участковые или семейные (общей практики) врачи.
Основной целью «Школы для больных бронхиальной астмой» является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у пациентов и контроль за течением болезни у них посредством образования самого пациента. В ходе этих занятий обучаемые получают следующую необходимую информацию о причинах развития и основах патогенеза бронхиальной астмы, основных способах лечения и методах самоконтроля.
«Школа для больных бронхиальной астмой» дает понять пациентам, что они не одиноки, что рядом с ними такие же страждущие, что им хотят помочь врачи и ученые-специалисты, и все они объединены одним желанием — избавиться от тяжелых симптомов астмы, научить управлять болезнью. Партнерские отношения должны включать постоянную оценку симптомов болезни и возможность регулярно получать консультативную помощь.
Основные цели обучения в Школах для больных бронхиальной астмой:
-
Расширить знания пациентов о причинах, симптомах обострениях, приступах, тактике оказания помощи);
-
Изучить факторы, способствующие формированию заболевания и определяющие риск развития его осложнений;
-
Обучить больных бронхиальной астмой проведению самооценки и самоконтроля в домашних условиях, ведению дневника пациента, а также применению средств доврачебной самопомощи при появлении симптомов.
-
Привить пациентам основы здорового питания, особенности употребления пищи при бронхиальной астме;
-
Воспитать навыки по снижению уровня стресса, контроля стрессового поведения и формирование правильного отношение к нему для уменьшения негативного влияния на здоровье;
-
Убедить в необходимости бросить курить;
-
Обучить пользоваться пикфлуометром для оценки симптомов болезни;
-
Сформировать стойкое убеждение использовать всё возможное и зависящее от самого пациента, чтобы сознательно соблюдать рекомендации врача, лечиться и оздоравливаться.
Полный цикл обучения в школе здоровья состоит из 8 занятий, разработанных с учетом вопросов, которые наиболее часто задают врачу пациенты с бронхиальной астмой:
-
Занятие 1. Что надо знать о бронхиальной астме? (презентация к занятию)
-
Занятие 2. Аллергия и астма. Пикфлоуметрия.(презентация к занятию)
-
Занятие 3. Терапия и питание при БА. (презентация к занятию)
-
Занятие 4. Физическая активность при БА. (презентация к занятию)
-
Занятие 5. Ингаляционная терапия БА. (презентация к занятию)
-
Занятие 6. Профилактика и лечение БА. (презентация к занятию)
-
Занятие 7. Ночная астма. Пищевая аллергия.(презентация к занятию)
-
Занятие 8. Методика массажа и закаливания.(презентация к занятию)
Уважаемые посетители сайта!
Для получения более подробной информации о возможности посещения Школ здоровья для больных бронхиальной астмой Вы можете обратиться к специалистам кабинета медицинской профилактики и Центр здоровья ГБУ РД ЦГБ г.Дербента по ул.Буйнакского 43.
Будьте здоровы!
наш видеоролик
Видеоролики, брошюры, реклама, плакаты