Дербентский медицинский колледж

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 4.

 

Рост и развитие

 

 

 

Дербент 2015


 

Лекция 4

Тема 1. Рост и развитие

 

План

 

1. Основные закономерности роста и развития человека

2. Понятие о возрасте и ее виды

3. Возрастные периоды

 

 

 

Цели темы

Студент должен уметь:

    объяснить смысл понятий «хронологический возраст», «биологический возраст» и «юридический возраст»;

    по дате рождения определить возраст человека;

    дать краткую характеристику каждого из возрастных периодов жизни человека.

Основные понятия

Возраст

Хронологический (паспортный, календарный) возраст

Биологический возраст

Юридический возраст

Возрастные периоды

Возрастные особенности человека

«Горячие точки» возрастной биографии

 

1. Основные закономерности роста и развития человека

Физическое развитие является одним из ведущих признаков здоровья. От уровня физического развития зависят другие показатели здоровья.

Под термином «физическое развитие» понимают состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития — биологический возраст.

Физическое развитие в каждый период жизни — это комплекс морфофункциональных свойств, характеризующих возраст достигнутого биологического развития и физическую дееспособность (работоспособность) организма.

Термин «физическое развитие» отражает не моментальную характеристику состояния (развития), а динамику процесса. С этих позиций физическое развитие понимается как процесс обусловленных возрастом изменений размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности организма.

Физическое развитие детей и подростков характеризуется комплексом соматометрических, соматоскопических, функциональных, физиометрических показателей.

Соматометрические показатели (основные, наиболее часто используемые) — длина и масса тела, окружность грудной клетки.

Соматоскоптеские показатели — форма грудной клетки, спины, стоп; осанка; состояние мускулатуры; жироотложение; эластичность кожи; половое созревание.

Функциональные, физиометрические показатели — жизненная емкость легких (ЖЕЛ), силы сжатия кистей рук.

При определении уровня биологического развития ребенка, степени соответствия его биологического возраста паспортному учитывается длина тела и ее погодовые прибавки, число постоянных зубов, степень полового созревания. Однако недостаточно определить лишь соответствие или несоответствие уровня биологического развития возрасту. Необходимо дать оценку морфофункционального состояния.

По показателям массы тела, окружности грудной клетки, ЖЕЛ, мышечной силы можно установить, является ли морфофункциональное состояние гармоничные, дисгармоничным или резко дисгармоничным.

Закономерности роста и развития организма являются теоретической основой гигиенического нормирования факторов окружающей среды для детей и подростков. Знание этих закономерностей позволяет понять и объяснить деятельность отдельных органов и систем, их взаимосвязь, функционирование целостного организма ребенка в разные возрастные периоды и его единство с внешней средой.

На всем этапе созревания (от момента рождения до полной зрелости) рост и развитие организма протекают в соответствии с объективно существующими законами: неравномерности темпов роста и развития; неодновременности роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность); обусловленности роста и развития полом ребенка (половой диморфизм); биологической надежности функциональных систем и организма в целом; генетической обусловленности роста и развития; обусловленности роста и развития средовыми факторами; акселерации роста и развития.

2. Понятие о возрасте и ее виды

Под возрастом принято понимать:

1)период времени от рождения организма до настоящего или любого иного момента;

2)биологическую эволюцию организма, то есть характеристику его жизни, отражающую момент рождения, рост, развитие, созревание и старение.

Различают хронологический (паспортный, календарный) и биологический (анатомо-физиологический) возраст.

Хронологический возраст — это период от рождения организма до момента его исчисления.

Биологический возраст — совокупность признаков, характеризующих биологическое состояние организма, уровень его жизнеспособности и общего здоровья.

Хронологический возраст имеет четкие границы во времени — час, день, месяц, год. При этом биологические особенности данного конкретного организма не учитываются.

Биологический возраст определяется всей совокупностью обменных, анатомических, функциональных, регуляторных, психологических особенностей, а также приспособительными возможностями организма. Он тоже представляет собой определенные отрезки времени, но, в отличие от календарного, его временные интервалы, на протяжении которых происходят необратимые возрастные изменения, ограничены менее четко. Именно эти временные промежутки используются в качестве критериев возрастной периодизации жизни человека, так как многие показатели функционального развития организма, его систем соотносятся, прежде всего, с биологическим возрастом и в меньшей степени с календарным.

Биологический возраст может не соответствовать хронологическому. При некоторых патологических состояниях (например, при прогерии) биологический возраст опережает календарный, при некоторых — отстает от него (например, при инфантилизме).

Расхождение сроков хронологического и биологического возраста зависит от:

    конституциональных и расовых особенностей организма;

    состояния здоровья человека;

    региональных отличий, связанных с климатическими условиями;

    режима и характера питания и т. д.

В подростковом возрасте можно выделить и так называемый юридический возраст, который связан с возникновением правовой, юридической ответственности, началом разрешенной трудовой деятельности и прекращением действия трудовых и правовых льгот (с 14 до 18 лет). С 15-летнего возраста пациент сам дает согласие на оказание ему медицинской помощи (операция, сложная диагностическая или лечебная процедура и т. д.). До этого возраста согласие на медицинское вмешательство дают родители ребенка.

3. Возрастные периоды

Возрастные периоды — это те или иные сроки, временные промежутки, которые необходимы для завершения определенного этапа морфологического и функционального развития отдельных тканей, органов, систем организма и всего организма в целом.

Выделение возрастных периодов носит достаточно условный характер, а представление о возрастных периодах относительно. Но для практических целей такое деление необходимо. Критерии, по которым определяются те или иные этапы жизни, те или иные возрастные периоды человека, их продолжительность, зависят от ряда факторов. Это, в первую очередь, биологические особенности организма, во-вторых, социальные факторы (условия среды обитания, уровень жизни), в-третьих, уровень научных знаний и состояние здравоохранения. Имеют значение и другие факторы, влияющие как на состояние здоровья человека, так и на его мировоззрение.

На протяжении жизненного цикла человека — от зачатия до смерти — выделяют три основных периода:

    период роста и развития, становления функциональных систем, продолжающийся до возраста морфологической, половой, психологической зрелости;

    период относительной стабильности, зрелости функциональных систем организма;

    период угасания, ослабления и деструкции функциональных систем во время старения организма, который наступает после прекращения репродуктивной функции.

Границы между теми или иными возрастными периодами не всегда можно четко установить, особенно у взрослого человека. Деление на возрастные периоды наиболее детально разработано для детства, и оно отражает, прежде всего, этапы созревания нервной системы, внутренних органов, жевательного аппарата, становление высшей нервной деятельности. Это объясняется тем, что именно в детстве качественно новые изменения протекают динамичнее, быстрее. Для периода детства характерен непрерывный процесс роста и развития, когда органы и функциональные системы ребенка изменяются в соответствии с известными возрастными границами.

Периоду детского возраста предшествует период внутриутробного развития, в котором можно выделить стадии (или периоды) эмбрионального (первые 2 лунных месяца) и плацентарного (с 3-го по 10-й лунный месяц) развития.

Таким образом, в детском возрасте выделяют:

А. Внутриутробный этап:

1)     стадия эмбрионального развития (первые 2 лунных месяца);

2)     стадия плацентарного развития (с 3-го по 10-й лунный месяц).

 Б. Внеутробный этап:

 

1)     период новорожденности (до 4 недель);

2)     период грудного возраста (с 4 недель до 12 месяцев);

3)     преддошкольный, или старший ясельный, период (от 1 года до 3 лет);

4)     дошкольный период (с 3 до 6—7 лет);

5)     младший школьный период (с 6—7 до 11 —12 лет);

6)     старший школьный, или подростковый, период (с 12 до 16—18 лет). Такое детальное и точное разграничение невозможно осуществить ни

в какой другой возрастной период.

Тем не менее, в жизни взрослого человека также можно выделить определенные этапы, или возрастные периоды.

В настоящее время выделяют следующие периоды в жизни взрослого человека:

1)юношеский возраст (от 16 до 20 лет у женщин, от 17 до 21 года у мужчин);

2)зрелый возраст (от 20 до 55 лет у женщин, от 21 до 60 лет у мужчин). Он, в свою очередь, подразделяется на два подпериода:

а)  от 20 до 35 лет у женщин, от 21 до 35 лет у мужчин;

б)  от 35 до 55 лет у женщин, от 35 до 60 лет у мужчин.

Некоторые исследователи выделяют в зрелом возрасте следующие группы:

а)  молодой возраст — до 45 лет;

б)  средний возраст — 45—60 лет.

На границе зрелого и пожилого возраста ввиду важности происходящих в организме процессов выделяют особый возрастной промежуток — климактерический период (от 45 до 60 лет у женщин, от 50 до 60 лет у мужчин);

3)пожилой возраст (от 55 до 75 лет у женщин, от 60 до 75 лет у мужчин);

4)старческий возраст (от 75 до 90 лет);

5)позднестарческий, или макробиотический (после 90 лет; таких людей называют долгожителями).

В этапах жизни человека можно выделить несколько наиболее важных, критических периодов, так называемых «горячих точек» возрастной биографии, которые характеризуются более значительными физиологическими, психологическими и морфологическими изменениями, требующими повышенного внимания как со стороны медицинского персонала, так и самого человека и его ближайшего окружения. К таким периодам относятся, прежде всего, период новорожденности, период полового созревания (пубертатный), климактерический и период пожилого и старческого возраста.

Такие критические периоды есть и в зрелом возрасте и связаны они как с физиологическими, так и в большей степени с психологическими и социальными особенностями того или иного периода жизни. Это третья «горячая точка» возрастной биографии человека (первая - период новорожденности, вторая — пубертатный возраст), приходящаяся на период от 20 до 25 лет (с возможными колебаниями в зависимости от этнических, культурных особенностей тех или иных групп в пределах четырех лет). Этот период в целом совпадает и для мужчин, и для женщин. Следующие «горячие точки» жизненных этапов мужчины и женщины по возрасту не совпадают. Для женщин это возраст около 30 лет, для мужчин — около 40.

В каждом возрастном периоде имеются свои характерные особенности, касающиеся как всех органов и систем (табл. 1.3), так и психической и интеллектуальной сфер.


Параметры

Система анализаторов

Движения

Адаптационные возможности

Психическая деятельность

Способность к самостоятельному удовлетворению потребностей

Половая функция

Пожилой и старческий возраст

Снижение зрения и слуха, развитие старческой дальнозоркости и тугоухости; снижение вкусового восприятия

Ограничение подвижности суставов, походка медленная, неуверенная, движения теряют плавность

Снижаются в процессе старения

Лабильная, с преобладанием процессов торможения, психическая активность снижается

Ограниченная, во многом зависит от состояния здоровья

Сексуальная активность, потенция, эякуляторные возможности снижаются; медленнее наступает половое возбуждение, уменьшается увлажнение влагалища

Зрелый возраст

Острота зрения 1,0 с расстояния 5 метров, шепотная речь — 6 метров; вкусовое восприятие — индивидуально

Точные, координированные в полном объеме, плавные

Достаточно высокие, устойчивые

Стабильная, в большой степени зависит от типа высшей нервной деятельности

Полная возможность самостоятельного удовлетворения потребностей

Гиперсексуальность в подростковом и юношеском периоде, индивидуальная стабильная в последующем

Период роста

Дальнозоркость в периоде новорожденности сменяется нормальным зрением, слух острый; постоянное развитие вкусовых ощущений

Некоординированные в раннем периоде, более точные — в последующих

Невысокие в раннем периоде, повышаются в процессе роста

Зависит от стадии развития: лабильная, ранимая в критические периоды, стабильная в периоды равновесия

Полная зависимость от окружающих в раннем возрасте, ограниченная — в дошкольном, полная самостоятельность — в старших возрастных периодах

Неразвита в ранних периодах, появление полового влечения в подростковом периоде

 

Таблица 1.3 Возрастные особенности здорового человека