Дербентское
медицинское училище
Лекция
IX
Школьный период
Дербент
2013
Тема: Школьный период
1.
АФО
2.
НПР
3.
Питание.
Количество часов -2.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Школьные годы - важнейший период жизни
ребенка. Изменяется режим дня, увеличиваются умственные и статические нагрузки.
В то же время данный период характеризуется' завершением формирования всех
органов и систем ребенка, совершенством всех его функций.
С 11-12 лет начинается период полового
созревания, во время которого происходит фундаментальная перестройка эндокринной
системы И формирование полового 'диморфизма.
Период младшего школьного возраста (препyбepтантый,
отрочества) - это дети с 7 до 11 лет; период старшего школьного возраста (пyбертантный)-с
12до17лет, и юношества-с 17 до 24 лет.
Необходимо помнить, что социальная
категория «старший школьный возраст» не полностью совпадает с физиологической категорией
«пубертатный период», поскольку половое созревание заканчивается после
окончания школы:
· у девочек - к 18
годам;
· у мальчиков - к
20-22 годам.
Нервная система завершает свое
развитие; сформированы нервные центры и периферическая нервная система, хорошо
регулируются двигательные функции, в том числе мелкая моторика
Однако с 12 лет отмечается нарастающая
неустойчивость нервных процессов С преобладанием процессов возбуждения, что
связано с начавшимся половым созреванием. В этот период из-за быстрого роста
мозга несколько ухудшается его кровоснабжение, что может проявляться
функциональными неврологическими расстройствами (негативизм, раздражительность,
грубость, плаксивость, депрессии, обмороки).
Осознание своего социального "Я» у
большинства детей появляется к 7-8 годам. Следствием этого является стремление
выйти за рамки детского игрового образа и участвовать во взрослой жизни, т. е.
в реальной, серьезной деятельности. Поступление в школу ребенок воспринимает
как работу, уравнивающую его со взрослыми, как шаг к самостоятельности.
В дальнейшем адаптация ребенка к
школьной жизни протекает легче, если вместе с ним в преодолении трудностей
участвуют родители, педагоги, психологи. Необходимо помнить, что в начальных
классах у детей еще отмечается неустойчивость внимания, 'рассеянность,
неспособность долго заниматься одним видом деятельности.
В старших классах основной опасностью
является перегруженность информацией, ведущая к умственному переутомлению.
Кожа и ее придатки достигают
полной анатомической и функциональной зрелости. Подкожная клетчатка с 3 до 8
лет почти не увеличивается, а затем с 8 лет начинает интенсивно нарастать,
максимально откладываясь в местах, обусловленных полом ребенка.
С 12- 13 лет значительно увеличивается
секреция потовых и сальных желез, появляются юношеские угри. С 13-14 лет
начинается функционирование апокриновых потовых желез, секрет которых имеет
резкий запах. Это проявляет особые требования к гигиене кожи у подростков.
В связи с половым созреванием появляется
оволосенение подмышечных впадин, лобка, а у мальчиков - лица.
Повышение секреции сальных желез часто
приводит к юношеской себорее, которая проходит к 20-22 годам.
Костно-мышечная система характеризуется
интенсивным ростом и развитием, отмечается формирование координации движений,
развивается мелкая моторика,
Длина верхней половины туловища до 9 лет
преобладает над нижней, с 9-10 лет наблюдается интенсивный рост нижних конечностей.
К 7 годам устанавливается постоянство
шейной и грудной кривизны позвоночника, а к 12-14 - поясничной и копчиковой.
С 7 лет начинается срастание костей
таза, поэтому опасны тонкие высокие каблуки (для девочек), прыжки в высоту на
твердую поверхность. Это может привести к деформации костей таза, а в будущем -
к проблемам во время беременности и родов.
Нарушение осанки при неправильном
подборе мебели, неудобной позе во время занятий дома и в школе часто приводит к
патологическому искривлению позвоночника - сколиозу.
В периоды 6-8 лет и 11-13 лет отмечается
интенсивный .рост черепных костей.
К 10-13 годам происходит окостенение
запястий, а к 9- 11 годам - фаланг пальцев (поэтому к этому возрасту ребенок
уже должен уметь писать).
Происходит дальнейшая замена молочных
зубов на постоянные и образование постоянного прикуса (28 зубов + 4 зуба «мудрости»).
К 12 годам костная ткань по составу становится
идентична взрослой.
Интенсивно развиваются и укрепляются
мышцы, связки, нарастает масса и сила мышц. для нормального развития мышечной
системы необходимы адекватные физические нагрузки.
При оценке моторного развития выделяют 3
группы детей: l-я группа - зрелые дети (моторика развита соответственно
возрасту);
2-я группа - дети с незначительным (начальным)
отставанием в моторном развитии;
3-я группа - дети с существенным
отставанием в моторном развитии.
Дыхательная система продолжает
развиваться и увеличиваться в размерах и к 8- 10 годам становится практически
такой же, как у взрослых.
Форма грудной клетки также приближается
к форме взрослого, увеличивается масса и сила межреберных мышц.
Продолжается рост хрящей гортани,
особенно у мальчиков 12-13 лет.
Тип дыхания: у девочек - грудной; у
мальчиков - брюшной. Частота дыхания с 7 до 11 лет-20-25 в мин.; с 12лет и старше
-16-20 в мин.
Дыхание ритмичное, ровное.
Сердечно-сосудистая система продолжает
развиваться и растет вместе с увеличением размеров тела.
К 12 годам завершается развитие
эластической ткани сердца и формирование клапанного аппарата.
К 7 годам сердце приобретает форму
взрослого.
Легочный ствол до 10 лет несколько шире
аорты, с 10 до 12 лет их диаметр уравнивается, а после 12 лет аорта становится
шире легочного ствола.
Пульс становится устойчивым, ритмичным,
менее частым:
- у детей с 7 до 11 лет -т.е- 80-90
ударов в минуту;
- у детей с 12 лет и старше - 70-80
ударов в минуту.
Артериальное давление у детей до 11 лет
стабильное, составляет 100 + n, где n - число лет ребенка.
С началом полового созревания рост
сосудов несколько отстает от роста тела, и, как следствие, отмечаются
дисфункции в виде болей в области сердца, приступов сердцебиения, жара и приливов
к голове с покраснением кожи лица, периодических подъемов давления.
В среднем же у подростков: АДmax
= 120 мм рт. ст. АДmin = 80 мм рт. ст.
Пищеварительная система продолжает
увеличиваться и совершенствоваться в функциональном отношении.
К 7-11 годам желудок приобретает форму
взрослого; объем желудка увеличивается, к 7-10 годам составляет 1300 мл, к 12-
13 годам - 1500 мл.
Становятся высокоактивными и зрелыми
ферментные системы, устанавливаются процессы переваривания и всасывания,
стабилизируется иннервация гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта.
Мочевыделительная система завершает свое
развитие, становится анатомически и функционально зрелой.
Число мочеиспусканий составляет - 8 раз
в сутки, относительная плотность мочи 1008-1022, У детей старше 12 лет -
1015-1025.
Форма и расположение мочевого пузыря
становятся такими же, как у взрослых. Объем одной порции мочи - 150-200 мл.
Объем суточной мочи определяется по формуле: 100х(n + 5), где n - число лет
ребенка, начиная с 5 лет.
Размеры мочеиспускательного канала
остаются несколько меньше, чем у взрослых, до пубертатного периода, а затем
постепенно увеличиваются в соответствии с ростом половых органов до взрослых
размеров.
Эндокринная система требует особого
внимания, так. как с 12 лет наступает ее перестройка и развитие у ребенка
вторичных половых признаков. До этого возраста железы внутренней секреции функционируют
стабильно и изменяются не так значительно.
Эндокринная система (ЭДС) является
главным регулятором роста и развития организма. Железы внутренней секреции, образующие
ЭДС, обладают рядом общих особенностей:
1. Имеют очень незначительную массу.
2. Вырабатывают очень малые количества
секретов-гормонов, которые оказывают множественный эффект.
3. Гормоны попадают из железистых клеток
непосредственно в кровь благодаря густой сети капилляров и оказывают почти
мгновенное действие на органы-мишени.
4. Регулируют свои функции по принципу
«обратной связи». Некоторые железы внутренней секреции (ЖВС) начинают
функционировать уже в эмбриональном периоде. Существенное влияние на рост и
развитие ребенка оказывают гормоны матери, которые он получает во внутриутробном
периоде и с грудным молоком.
В различные периоды детства выявляется
относительное преобладание функций одной определенной железы: - с 6 мес. до 2,5
лет - щитовидной;
- с рождения до 10 лет - тимуса;
- с 6 до 7 лет - передней доли гипофиза;
- с 12 до 18 лет - половых желез.
Гипофиз - основная
железа. Состоит из 3 долей: передней, средней и задней. Расположен в «турецком
седле» в основании черепа.
В передней доле вырабатываются гормоны,
регулирующие функции других ЖВС; адренокортикотропный, тиреотропный,
гонадотропный и т. д.; а также соматотропный гормон, влияющий на рост скелета,
и ряд гормонов, регулирующих репродуктивные функции у девочек.
В промежуточной доле образуется
меланоформный гормон, регулирующий пигментный обмен.
В задней доле образуются окситоцин,
стимулирующий сократительные функции мышц матки и процесс лактации, а также антидиуретический
гормон, влияющий на артериальное давление.
Эпифиз - шишковидная
железа, расположенная в среднем мозгу, вырабатывает гормоны:
-мелатонин, участвующий в пигментном
обмене;
- гломерулокортикотропин, влияющий на
углеводный и водный обмен;
- контргипоталамогипофизарный гормон,
предупреждающий преждевременное половое созревание.
Щитовидная железа расположена. на
передней поверхности щитовидного хряща гортани. Ответственна за развитие
центральной нервной системы, т.е. за умственное развитие. Участвует в обмене
веществ посредством гормонов: тироксина, трийодтиронина и тиреокальцитонина:
Парашитовидные железы расположены на
задних поверхностях боковых долей щитовидной железы и представляют собой 4
овальных тельца. Вырабатывают паратгормон, который вместе с тиреокальцитонином
регулирует уровень кальция в крови.
Вилочковая железа (тимус)
расположена в переднем средостении, имеет большие размеры. Максимальное
развитие происходит до 2-5 лет, затем начинается медленная инволюция железы и к
18 годам она практически исчезает,
Вырабатывает гормоны, влияющие на рост
скелета, тормозящие преждевременное половое созревание, регулирующие углеводный
и водно-солевой обмен.
Является центральным органом иммунитета,
продуцируя Т-лимфоциты (основные участники клеточного иммунитета).
Поджелудочная железа является
железой двойной секреции:
внешняя
- выработка пищеварительных ферментов;
внутренняя
- выработка гормонов.
Внутренней секрецией обладает не вся
железа, а только небольшие ее участки - островки Лангерганса. В них β-клетки
продуцируют инсулин, α-клетки вырабатывают глюкагон, а также еще ряд
гормонов.
Гормоны поджелудочной железы регулируют.
углеводный, белковый, жировой обмен.
Надпочечники - парные железы, расположенные
над верхними полюсами почек. Состоят из коркового и мозгового веществ. В
корковом веществе вырабатываются гормоны, регулирующие все виды обмена веществ,
а также небольшие количества половых гормонов. их называют кортикостероидами.
В мозговом веществе вырабатываются
адреналин и иорадреналин, влияющие на уровень артериального давления.
Половые железы являются
парными железами двойной секреции.
Яичники - женские
половые железы. Вырабатывают яйцеклетки и гормоны - прогестерон и эстроген. Эти
гормоны участвуют во всех видах обмена веществ и определяют женский фенотип.
Яички - мужские половые
железы. Вырабатывают сперматозоиды и гормон тестостерон. Этот гормон участвует
во всех видах обмена веществ и определяет мужской фенотип.
ЭВС - эмоционально-вегетативная сфера;
ППС - поведение и психомоторная сфера; ИР - интеллектуальное развитие.
Эмоционально-вегетативная сфера
1. Сомато-вегетотивные показатели:
- настроение (преобладает хорошее,
ровное, устойчивое иди отмечаются колебания настроения, повышенная плаксивость,
раздражительность, тревожность, постоянное снижение настроения);
- наличие страхов (темноты, одиночества,
чудовищ, животных, скелетов, бабы-яги, болезни, смерти, высоты, огня, воды, открытого
пространства и т.д., ночных страхов);
- аппетит (без отклонений иди имеются
нарушения аппетита: пониженный, повышенный, избирательный, извращенный,
тошнота, рвота, связанные с едой);
- сон (без отклонений иди имеются
нарушения сна: затрудненное засыпание, беспокойный сон, ночные кошмары, сноговорение,
трудность пробуждения);
- отсутствие или наличие энуреза,
энкопреза.
2. Вегето-диэнцефальные показатели:
- отсутствие или наличие головных болей
(возникают при соматических заболеваниях, физических нагрузках или утомлении;
бывают часто или редко, утром или вечером, боль диффузная, локальная, тупая, острая,
приступообразная, тяжесть в голове, неопределенные ощущения);
- утомляемость (бывает часто или редко,
связанная с физическими или психическими нагрузками, снижение работоспособности);
- плохая переносимость жары, транспорта,
громких звуков, яркого света, некоторых запахов;
- наличие головокружений. обмороков,
тошноты. Поведение и показатели психомоторной сферы;
- поведение (ровное, спокойное,
уравновешенное, или отмечается повышенная возбудимость, агрессивность,
двигательная расторможенность, заторможенности, моторная неловкость, замкнутость,
склонность ко лжи, жестокость, недоброжелательное отношение к близким людям,
негативизм);
- речь (нормальная или наличие
расстройств, заикание, косноязычие, дизартрия, мутизм и др);
- отсутствие или наличие навязчивых
движений (тиков) и действий (моргание, нахмуривание лба, гримасничанье, подергивание
плечами, шмыгание носом, приглаживание волос навязчивый счет, ритуалы);
- отсутствие или наличие патологических
привычек (кусание ногтей, выдергивание волос,' онанизм, раскачивание головы или
туловища).
Интеллектуальное развитие:
- оценивается по результатам
тест-опроса, направленного на изучение общего развития, внимания, памяти,
мышления;
- отмечается успешность усвоения
школьных программ, наличие Трудностей обучения вследствие плохой сообразительности,
памяти, недостаточного внимания, нарушения выработки школьных навыков (чтения,
письма, счета преимущественно у. школьников 1-4-х классов).
Ребенку предлагается ответить на ряд
вопросов из трех разделов, связанных с изучением:
- общего развития (осведомленность);
- сообразительности, понятливости;
- абстрактно-логического мышления,
способности обобщать.
Общая осведомленность дает представление
о запасе знаний и способности к их накоплению и долговременной памяти.
Сообразительность, понятливость
характеризуют социальную зрелость ребенка.
Уровень логических абстракций
характеризует способность к логическому, абстрактному мышлению, обобщениям
понятий, Уровень интеллектуального развития может быть признан нормальным,
соответствующим возрасту в случае хотя бы одного положительного ответа в каждом
из трех тест-вопросов.
В соответствии с особенностями роста, развития и формирования
организма школьный возраст принято делить на 3 возрастные
группы (периода): младший - от 7 до 10 лет, средний - от 11
до 13 лет и старший школьный возраст - от 14 до 17 лет. В каждой возрастной
группе питание строится с учетом возрастных потребностей организма в пищевых
веществах и энергии, а в двух - еще и половых различий, так как потребность в
пищевых ингредиентах в этом периоде у мальчиков и подростков выше, чем у
девочек и девушек.
Необходимо также помнить и о физической нагрузке отдельных
школьников. Так, например, при усиленных занятиях спортом или при сочетании
обучения с производственной практикой потребность в пищевых веществах и энергии
повышается.
Режим питания
Школьник обычно получает 4-разовое питание, включая школьный
завтрак. Наиболее рационально распределять калорийность питания в течение суток
так: по 25 % калорий на завтрак и ужин, 35-40% - на обед и 10-15% - на школьный
завтрак или полдник.
Завтрак школьника должен быть полноценным, достаточно
калорийным и обязательно содержать горячее блюдо. На завтрак ему лучше давать
молочную кашу, яйцо, сосиски.
В обед больше овощей, в том числе и салаты из сырых овощей и
фруктов, обязательно мясное или рыбное блюдо и свежие фрукты или соки.
На ужин молочное, овощное, творожное, яичное или крупяное
блюдо. Мясо на ночь нежелательно. Очень полезны любые кисломолочные напитки, а
также свежие фрукты или ягоды. И не затягивайте время ужина, он должен быть не
позднее чем за 1,5-2 ч до сна.
Детей, занимающихся спортом или имеющих другую повышенную
нагрузку, кормите чаще - до 5-6 раз в сутки. Пусть ребенок, кроме обычного
школьного завтрака или домашнего полдника, выпьет стакан кефира или молока
непосредственно перед сном, а также рано утром, перед завтраком.
Для правильного развития детей школьного возраста, необходимо
строго соблюдать режим питания.