ДЕРБЕНТСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ
Лекция X
Тема:
Период юношества
Дербент 2013
Тема Период юношества, его характеристика
Вопросы
1. АФО
2. психол.соц. особенности юношеского
возраста.
3. Потребности
Количество часов -2.
Юношеский возраст связан с быстрым
увеличением роста. Этот период характеризуется завершением процессов
формирования всех органов и систем, достижением организмом юношей
функционального уровня взрослого человека. Так, в период от 15 до 17 лет рост
увеличивается на 5-
Ведущая деятельность в юношеском возрасте
В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности
признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то что во многих
случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших
классах должна приобрести новую направленность и новое содержание,
ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к
некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной
деятельностью и необходимым для поступления в вуз (например, химия и биология
для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в
реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в
детском саду, автомеханику во время ремонтных работ автомобиля и т.п.). В
других случаях юноши и девушки еще более приближаются к производственной сфере:
продолжают образование в ПТУ, техникумах, колледжах, технических лицеях или
начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних
школах. По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском
возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды
деятельности. Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как
ведущей деятельности в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет, что к моменту
окончания школы о самом самоопределении говорить рано, ибо это только
намерения, планы на будущее, не реализованные еще в действительности. В старших
классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к
самоопределению означает не завершенные в своем формировании психологические
структуры и качества, а определенную зрелость личности, т.е. сформированность психологических образований й механизмов, обеспечивающих возможность роста личности
сейчас и в будущем. Содержание психологической готовности к
самоопределению :
§
сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического
мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой
рефлексии;
§
развитость
потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность
занять внутреннюю позицию взрослого человека — члена общества, потребность в
общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации,
временные перспективы);
§
становление
предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих
способностей и интересов, критического отношения к ним.
Большинство исследователей рассматривают
профессиональное самоопределение как процесс, развернутый во времени.
Профессиональное самоопределение * это многомерный и многоступенчатый процесс,
в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального
стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе
профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и
склонностей и существующей системы разделения труда. Профессиональное
самоопределение нельзя рассматривать как некоторый «стоп-кадр» процесса
развития. Сделанный профессиональный выбор не сужает возможности: приобретаемый
на избранном пути опыт изменяет картину дальнейших возможностей выбора человека
и направление его дальнейшего развития, открывает для него новый, ранее
недоступный мир. В раннем юношеском возрасте профессиональное самоопределение
составляет важный момент личностного самоопределения, но не исчерпывает его.
Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого
человека с обществом, вхождения в общество. Выбор профессии фактически означает
проецирование в будущее определенной социальной позиции. В современном
понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как
конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в
выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. При таком
понимании профессиональное самоопределение — это процесс чередующихся выборов,
каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее
дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности. Уже на предыдущих
возрастных ступенях складываются представления о ряде профессий.
Информированность о профессии, учет позиции близких людей, личные склонности и
способности оказывают влияние на профессиональное самоопределение молодых
людей. Чем старше юноша, тем настоятельнее необходимость выбора. Решение о
выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий. На
стадии фантастического выбора (до 11 лет) ребенок, размышляя о будущем, еще не
умеет связывать цели и средства. Первичный выбор, совершаемый на этой стадии,
производится в условиях малодифференцированного представления о профессиях, при
отсутствии выраженных интересов и склонностей. По мере интеллектуального
развития подросток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но
еще не уверен в своих способностях — стадия пробного выбора (до 16—19 лет).
Постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реальным
обстоятельствам. Из множества вариантов постепенно выделяются несколько
наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать.
Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с
осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями,
ценностями и объективными условиями реального мира. Опыт изучения проблемы
профессионального самоопределения обобщен Н.С. Пряжниковым.
В разработанной им содержательно-процессуальной модели профессионального
самоопределения центром признается ценностно-нравственный аспект, развитие
самосознания (развитая рефлексия, самопознание) и потребность в
профессиональной компетентности. Основу профессионального самоопределения
составляют следующие психологические факторы:
§
осознание
ценности общественно полезного труда,
§
общая
ориентировка в социально-экономической ситуации в стране,
§
осознание
необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного
самоопределения и самореализации,
§
общая
ориентировка в мире профессионального труда,
§
выделение
дальней профессиональной цели (мечты),
§
согласование
мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми),
§
знание
о выбираемых целях,
§
знание
о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др.
Одной из особенностей самоопределения
современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это
субъективно понимается ими самими. Подростки и молодежь часто бывают захвачены
идеей быстрой карьеры, блистательного и стремительного успеха, богатства. Пряжников говорит об опасности изощренной манипуляции,
основанной на «лучших» конформистских традициях, когда с помощью искусных
средств массовой информации и так называемого общественного мнения формируется
основа для профессионального и личностного выбора конкретного человека, что
подрывает самую суть самоопределения. Помощь молодому человеку со стороны
общества и взрослых необходима, но в виде «разумной и неманипулятивной
корректировки профессионального выбора, основанной не на выдаче готовых
рекомендаций, а на постепенном формировании у самоопределяющегося подростка
самой способности осознанно и самостоятельно планировать профессиональные и
жизненные перспективы и при необходимости своевременно корректировать их».